ОБРАЗЫ ВРЕМЕНИ. Септ-арт-центризм и футуризм. Встреча с Владимиром Маяковским и Тиной Фарни.

Автор текста Никита Ефремовцев


Прошло 10 лет как я посетил музей Владимира Маяковского и постарался зафиксировать в своей памяти это необычное приключение. Моей музой в очередном творческом акте философского осмысления нашего настоящего «Весны священной 2013г» , а также предлагаемого нам будущего – «футуризма» стала Тина Фарни –руководитель филиала фонда Роза Люксембург (ФРЛ) в Москве.

Желая познакомиться с представителями ОД «Альтернатива», я попал на научно-практическую конференцию, организованную ФРЛ «к 100 – летию Манифестам футуризма «Пощечина» и «Слово как таковое» к 120-летию В. В. Маяковского». Конференция состоялась 1 марта 2013 г. в Государственном музее В. В. Маяковского в преддверии его закрытия «для ремонта прогнившей системы трубопроводов»…

Структура и содержание этого текста стали формироваться морозным мартовским вечером, во время прогулки по живописному берегу Москвы реки, наблюдая за процессом превращения белого цвета ясных полупрозрачных глаз мартовского снега в цвета сирени с синими глубокими тенями в лучах рдяного обманчивого заходящего солнца, оставившего яркую красную полоску между небом и погружающейся во тьму землею. Помню, с трудом переключил размышления о героини только что вновь перечитанного мною романа Ивана Ефремова «Час быка» Фай Родис на Тину Фарни, умело скрывающую классическую фигуру темной юбкой с закатной полоской тонкого красного пояса, расположившейся почему – то значительно ниже пояса.



Н.Н Ефремовцев. «Идол познания». 2010г. Испания Тосса-де-Мар.

Появление понятия «Футуризм» и его воплощение в искусстве и литературном «творчестве» совпали с периодом самых значительных и страшных по своим последствиям разрушительных процессов «дезинтеграции», устоявшихся субкристаллических социальных структур общества (а, может быть, и предопределили эти процессы?).

Этюд к картине «Идол познания» я дописал уже в Испании
И сегодня это уже не футуризм… а действительность
И это уже не футуризм…
«Век двадцать первый -уже не человек, а киборг…»



Никита Ефремовцев. «Глухая лошадь… ». Карандаш и пастель. 1988г.


Н.Н. Ефремовцев. «Мужик и робот» на фоне трех светил…» 2015г

Для обозначения того состояния, в которое я бы хотел попасть, есть другие более понятные русские слова и их сочетания: святое, светлое, справедливое, разумное. Что интересно. Прошло десять лет, а это желание и стремление жить в более справедливом обществе только усилилось и кажется оно охватывает все больше и больше людей. Однако стрела времени летит сегодня среди разрывов снарядов и ракет.

Путь в будущее предполагает выход общества, подъем цивилизации из зоны «инферно», зоны турбулентности непрерывной, истощающей ресурсы планеты, энергию людей и общества борьбой зла с добром. Нынешнее состояние общества запрограммировано, с моей точки зрения, на «хождение по кругу» навязанным нам «основополагающим принципом и понятием существования и развития исторического процесса – « борьбой противоположностей». Характеристика инфернального состояния общества и анализ путей выхода из него всесторонне раскрыты Иваном Ефремовым, в замечательном научном исследовании и прогнозе развития социальных систем-романе «Час Быка».

Действительно, футуризм во всех проявлениях (поэзии, дизайне, живописи, идеологии, культуре) системно и максимально эффективно иллюстрирует и продуцирует стадию разрушения структуры, ускоряя системно, и многократно усиливая процессы энтропии во всех сферах бытия.?. Сравнивая классические живописные произведения футуризма в живописи и полученные мною фотографии разрушенных экспериментальным взрывом драгоценных кристаллов изумруда и кварца – совершеннейших упорядоченных форм бытия материального мира, с удивлением для себя обнаружил их почти полное сходство.

Что подумал бы, почувствовал бы Владимир Маяковский «уже один раз прожив ту жизнь…», слушая выступления участников конференции, наблюдая за «веселыми танцами беспечных мертвецов», показанных нам вместо обещанного программой научно-практической конференции фильма «Броненосец Потемкин»?0

…в бесцветном, приглушенном свете на одном из уровней ступени нисхождения в «инферно» я увидел книгу с необычным и шокирующим меня названием «ДОХЛАЯ ЛУНА», удобно расположившуюся на обломках символа классической ГРЕЧЕСКОЙ культуры, разрушенной энергией, изошедшей из ядер – огромных яиц, раскрашенных в цвет голубой крови, тут же валяющихся на полу музея Маяковского, очевидно, в ожидании «часа быка»… Невольно вспомнил несколько строк Владимира Маяковского:

«Бочка с динамитом.
Строчка-фитиль – строка додымит,
Взрывается строчка, и город на воздух строфой летит.
Где найдешь на такой тариф,
Рифмы, что враз убивали, не целясь?
А ведь он – ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ – действительно обещал:
«Я К ВАМ ВЕРНУСЬ …»

И сейчас, когда вот уже год идет военная операция, мне совершенно очевидно, что его слова сбылись… Сегодня изображения, строка и слово воюют порою даже более эффективно чем пушки…

Для того, чтобы глубже понять и не быть голословным, я сфотографировал все композиции музея Маяковского. Детальный анализ увиденного и запечатленного требует отдельного повествования в красках и системе символов жизни в бетонной преисподне грязно-зеленой оболочке «инферно» балета авангардных форм «Весны священной 2013г» в постановке и видении Татьяны Багановой и Александра Шишкина; в системе образов и интерьере «Квартиры» Макса Эк, решившего травмировать зрителя немного животными движениями женщины над биде и «приготовлением младенца» – плода любви – в дымящей духовке старой газовой печи потерявшими смысл своего существования жильцами квартиры в одном из городов «процветающей» Европы. Не думал, что стану свидетелем превращения сцены Большого театра и зала вместе со зрителями в биде для продуктов интеллектуальной жизни …

Действительно, эстетика, – наивысшее – искусство политики.



Никита Ефремовцев. «Цивилизация номер пять. Идол Греха».2010-2011гг.

В целом я получил ярко проиллюстрированное подтверждение необходимости научиться, пока не поздно, избегать разрушающего воздействия опускающих сознание образов бытия инволюции и формировать систему символов, предопределяющую иное будущее, новое более разумное и нравственное.

Уже при внимательном чтении «МАРШРУТА» конференции, меня не могло не заинтересовать название доклада П. Линке – бывшего руководителя ФРЛ «Искусстве Сюр – реалистическая политика – интимности познания в постгуманистическом процессе». Я сразу подумал, что моя последняя философская живописная работа «ИДОЛ ПОЗНАНИЯ» из «Испанской серии 2012г.» как нельзя лучше иллюстрирует приведенные выше словосочетания.

К сожалению, выступление П. Линке так и не состоялось. Однако мне показались важными его пожелания искать «общие закономерности» Гульнаре Аитовой, которая изложила (очевидно, по материалам диссертации) свое видение образа будущего – «Мечты о справедливости…». И это пожелание мне понятно, поскольку я ищу, систематизирую и формирую образы, символы универсальных понятий и законов социальной, духовной, ментальной и физической жизни. Именно этому посвящена моя книга «ФИЛОСОФИЯ ЭВОЛЮЦИИ», Часть1 «Творчество эволюции сознания. Септ-арт-центризм», вышедшая в 2011г. Презентация материалов книги успешно прошла летом 2012 г в «Московском Доме Национальностей». Уверен, что именно синтез науки и искусств в едином культурном пространстве на базе основополагающего закона и принципа бытия – целенаправленного обеспечения равноценности, нераздельных и неслиянных информационно-субкристаллических культур отдельных народов формирует «ДУХОВНОГО И НРАВСТВЕННОГО ЧЕЛОВЕКА СПРАВЕДЛИВОГО БУДУЩЕГО»!!!



Н.Н. Ефремовцев. «Непрочитанная книга. Молчание 9 мая.» 1988 г.

Сегодня уже многим стало понятно, что сознание человека и его дела конкретные и мысли и желания во многом определяет бытие, хотя и бытие оказывает влияние на сознание и часто в плане роста и ускорения его энтропии. Итак, постепенно подхожу к изложению основных положений своего труда «ФИЛОСОФИЯ ЭВОЛЮЦИИ» в новой редакции, задавая сам себе вопросы, смело «снимая корсеты» с привычных слов и понятий с «правом на ошибку», с желанием применить силу своего нового и правильного прямо здесь и сейчас …Полностью разделяю пожелания Тины не слишком бояться ошибиться, дать толчок к познанию истин, применить на практике здесь и сейчас силу «нового-правильного», иметь мужество и смелость и быть готовым «повлиять на общественную жизнь собственным словом и делом».



Н.Н. Ефремовцев «Рыба добра». Фрагмент картины.


Н.Н. Ефремовцев. Графика к картине «Птицелов». Карандаш, пастель.1993г


Н.Ефремовцев. Неприкаянная.1991г.

Наиболее насыщенный поток «ОБРАЗОВ БУДУЩЕГО» я получил во время поездки на Крит, где я участвовал в международной конференции и сделал доклад по нанотехнологиям. Ниже я привожу несколько рисунков, которые впервые демонстрировались на моей персональной выставке «ОБРАЗЫ ВРЕМЕНИ», которая проходила в 2022г в рамках официальных мероприятий в г. Юрьевце, посвященных празднованию 90- летия со дня рождения Андрея Тарковского.



Н.Н. Ефремовцев.«Не спасение ЕВРОПЫ». Карандаш, пастель. Крит. 2007г.


Н.Н. Ефремовцев. Париж.511дней до обнуления. Карандаш, пастель. Крит 2007г.


Н.Н. Ефремовцев Пролетая над гнездом … (в горах Баварии) . Карандаш, пастель. Крит 2007г.

Септ-арт-центрим это всегда и попытка «расшифровать» систему смыслов изображений. Так появился и текст к этим рисункам. «Маленький новогодний отпуск прошел гораздо быстрее, чем в прошлые годы. В наступившем Новом Году все ждут чего-то нового, мечтают, надеются…. А я рисую и рисую, и пишу о том, что видел, а вернее, что показали. Показали, наверное, то, что еще будет…

Нахлынули воспоминания… Париж. Кругом вода. Маленькая девочка на набережной Сены смотрит на проплывающие льдины и отпускает им вслед шарик. Земной шарик?? или надувной?? На самой вершине Эйфелевой башни уже давно поселился Красный петух и что-то кричит, кричит… Но почему-то никто его не слышит. Туда по висящему канату, привязанному к самой вершине башни, поднимается девочка… Поднимается все выше и выше, балансируя необычно длинными руками, похожими на крылья чайки, чтобы не упасть в холодные воды Сены.

Канат, как и лезвие ножа, с рукаяткой «связанного человека», режет глаз божеству. И из глаз его текут слезы. Но ОНО, плачущее божество, терпит, все терпит… Надеясь, что кто-то одумается и услышит – Ку! Ка! Ре! Ку! И вспомнит загадочную улыбку сквозь ветви сирени или цветы персика в весеннем саду у теплого южного моря… И услышит вновь запахи акаций, которые проносились когда-то по холмам в окрестностях Флоренции. И над этим замерзающим пространством зимою и сквозь изнуряющий зной – жарким летом 2022 г., и над весеннею улыбкой любови следующей или прошедшей давно весны, …которая еще обязательно вернется вновь и засияет солнце нового времени. Этот Образ и текст пришел мне на Крите, как и многие другие… Зарисовал и написал на память, надеясь, что кто-то услышит… и когда - то увидит эти рисунки.

Хочется верить в то, что «Разум эпохи постмодернизма», а я бы сказал, «агрессивного неомодернизма», и тем более неофутуризма обогатится пониманием положений септ-арт-центризма, который, я уверен, будет способствовать высвобождению все новых участков пространства ментальной сферы бытия для свободной инициативы, терпимости, мирного «диалога культур» и формированию единых скрепляющих каждый народ и народы оснований дальнейшего поступательного устойчивого эволюционного процесса развития сложных социальных, духовных и ментальных субкристаллических структур нашей цивилизации.



Н,Н. Ефремовцев. Дирижер. 2021г.

Методология творчества познания, изменения окружающего нас мира в трех сферах бытия ,видения прошлых и будущих событий в их взаимосвязи должна базироваться на связи с ноосферой высших форм бытия, на синтезе науки и искусств, понимании и познании единых принципов гармонизации законов и условий безопасной трансформации во времени нераздельных и неслиянных форм бытия для осмысленного созидания устойчивого развития и по возможности безопасно развития общества. Одним из символов основополагающего закона и принципа бытия мировозренческой концепции сет-арт-центризма – единства нераздельности и неслиянности форм бытия духовной, ментальной и физических сфер является изображение СВЯТОЙ ТРОИЦЫ гениального Андрея Рублева…

Никита Ефремовцев 2013г, в редакции 2023г.



Композиция «Весенняя мелодия. Москва река» День города 2010г с воспоминанием о 90 -х прошлого века.