( по материалам выступленийна Клюевских
чтениях 2009 и 2012г. и презентации книги )
Ефремовцев Н.Н.
Способность к многомерному восприятию мира художником, писателем, философом определяется масштабом его мышления и глубиной понимания окружающей нас Вселенной. Творческий человек должны уметь помещать свое сознание в такую часть многомерного мира, из которой будет глубже и яснее видно прошлое, будущее и настоящее. Так, Ф. М. Достоевский, А. А. Блок, Н. А. Клюев находились на разных уровнях духовного бытия и, соответственно, по - разному видели мир..
Николай Клюев пытался охватить своим сознанием бесконечный круговорот света миллионов зарождающихся вселенных и теней уже умерших миров. Его одухотворенные образы спрессованы и скручены в звездные спирали, которые в настоящее время начинают открываться вновь, преобразуя окружающее.
Славянский мир этого поэта – подлинный храм природы в сосновом бору, среди звезд, луны и солнца. В его центре - “простая рудо-желтая изба, крепко срубленная, смолянистая”, с духом свежеиспеченного хлеба, меда и семги и “баба, с яснозубой улыбкой”, с бедрами, как суслоны овсяные, в льняных, ароматных одеждах. Вижу, как над избою у озера кружатся белые лебеди – символы верности, чайки озерные… Берега укрыты коврами мягких душистых трав. По ним мирно пасутся коровы - священные кормилицы, золотом звеня своими голубыми колокольцами среди серебряных кружев берез. Они лишь изредка подымают голову, и солнце пристраивается среди широких, воздетых к небу рук-рогов - древнего священного символа далеких предков, ушедших когда-то от проснувшихся прионежских вулканов в далекую Индию и другие земли. Мы участники и свидетели того, как просыпаются духовные вулканы славянской культуры, которые помогут растопить человеческие души, залечить духовные и физические раны “кризиса”, обрести исторические корни, духовную связь, смысл пути, построить российскую систему координат движения истории культуры к духовному знанию.
Звездочки, как росинки, в узлах блестящей паутины ромашковых созвездий держат черную и бесконечную даль. Мадонна вечности –«Мать Мира» играет на гуслях, едва касаясь нежными пальцами струн-паутин. Под эту божественную музыку «пастухи слов и раздумий варят уху из радуг» – напиток бессмертия из любви и добра, напиток надежды на вечную жизнь…
Николай Клюев – талантливый живописец слова, настоящий глубокий художник. Он создает яркие словесные мозаики, порой коряжистые, как сама северная природа. Его живопись из слов перенасыщена образами, в ней много от нетленных сокровищ древнеславянского искусства. Мое внимание привлек рисунок Николая Клюева, который он выполнил в 1918г. На рисунке поздняя осень, первый лед и снег. У самой воды, под высокой елью небольшая деревянная часовня с примыкающей к ней избой. Может это и есть образ жилища человека устремленного к Вышнему, к своему новому этапу эволюции?
Критики осуждали Н. Клюева за его привязанность к деревне, сельскому укладу жизни. Деревенская изба, «символ центра мира», напоминает нам о земном пути таких святых земли Русской, как Сергий Радонежский и Серафим Саровский, которые уходили в лес, строили там избу и молились, охраняемые могучим медведем, среди схимниц–темных елей и сосен, пили чистую воду и, набравшись великой силы, поступательно боролись за духовное преображение России. Может быть, это некий пример для человека в наше непростое время.
В стихах Н. Клюева легко просматриваются культурные традиции, на основе которых строили свое творчество В.Н.Васнецов, Б.М. Кустодиев, М.В. Нестеров, Н.К.Рерих. Эти гениальные художники видели в наследии древней славянской Руси неумирающие эстетические и нравственные ценности, интерес к которым в последнее время заметно возрастает. Николай Чудотворец, Николай Рерих, Николай Клюев, мой отец - Николай Ефремовцев… Размышления о смысле их жизни навели меня на создание картины «Чудотворец. Белая Индия». Каждый из них посвятил своих сил служению в разных сферах бытия. Как определить рациональное соотношение усилий, которые каждый конкретный человек и общество в целом должны тратить на созидательную работу в духовной, ментальной и физической сферах своей деятельности? При написании картины я задавал себе два вопроса:
Каким цветом обозначить разные сферы?
Каково соотношение площадей вписанных друг в друга квадратов, символизирующих энергии физического, духовного и ментального творчества в условиях земной жизни?
Из древних ведических текстов мы знаем, что есть понятие «Риты», ритма гармоничного окружающему космосу. Как найти для каждого человека и общества эти рациональные ритмы бытия? Они обеспечат безопасное существование и поступательное устойчивое развитие.
Вот задача, на решение которой не стоит жалеть интеллектуальных и материальных ресурсов.
Движение цивилизаций неизбежно, но не всякое движение осуществляется в гармонии с космическими законами и способствует позитивному, эволюционному развитию. И не к краю ли пропасти нас заставляют двигаться сейчас, нарушая все законы космической гармонии? Как бы нам не оказаться в положении группы слепых, которые, как на картине известного нидерландского художника, уцепившись друг за друга, ничего другого вокруг не знают и не чувствуют? В фильме Тарковского «Андрей Рублев» великих зодчих ослепили, только для того, чтобы те не сотворили на земле новых храмов, ещё прекраснее, чем уже построенный. Нас упорно соблазняют безудержной безнаказанностью и, оглушенных музыкой ада, завязав глаза электронными повязками телевизионных матриц, ведут к краю пропасти. Нам внушают, причем всеми возможными средствами, ничем не обоснованную дату всеобщей гибели. …
Миллионы людей трудно ослепить. Телевидение воспроизводит бесконечные сцены зла и сладострастного насилия, но великая и всесильная Мать-Земля, к счастью, не смотрит телевизор и требует от человека, как впрочем, и весь окружающий его космический дом – храм добра и внимания, заботы и милосердия. Любая матрица зла обречена . Я уверен, что мы выберемся из болота и непроходимой тайги по зарубкам на березах и медвежьим «царапам» на темных елях и построим новые храмы
Мы, сродни огню свечи, мы жертвуем своей плотью, знаниями и духовными силами, смотрим с любопытством и вечным ожиданием в небо. Мы хотим гулять «чистыми, безгрешными по лугам небесным», надеясь, что наши желания обязательно сбудутся, если мы поверим в мечту и обретём силы соответствующие символам, ибо символы –это судьбы-государств и цивилизаций и отдельной человеческой жизни.
«Гений места» Вытегорской земли Николай Клюев и мне помог в моем творчестве.
Любимая серия московских зрителей на выставках - « Вытегорские баньки», «Черная тучка», «Распятие красной рубашки» - это символы Русского северного пейзажа «страшно деревушке…» и переломного времени, очищения души русского человека.
Небольшие работы написаны в 80 – 90 –е годы прошлого века, летом и поздней осенью с натуры в поселке Анненский мост Вытегорского района Вологодской области.
Тогда же были созданы живописные полотна философского содержания о гармонии с планетой, космосом, о соразмерности усилий людей с законами существования мироздания, об уважении к этим высшим силам и законам.
На картине изображена женщина, как бы из другого мира (измерения) с тревожным взглядом. Она протягивает нам символ вечной жизни. Женщина обронила серебристую сферу добра, где уже зарождается новая жизнь в нашем мире, еще переполненном символами зла.
В 1984 году я начал создавать самое крупное свое живописное полотно - « Над чашей». На картине в лучах заходящего солнца изображена переполненная даром Божьим - животворной, очищающей водой - чаша человеческих ладоней и храм Покрова на Нерли на речной глади.
Это картина об извечном поиске равновесия, соразмерности человеческих деяний, о двух путях, открытых для человека в земном мире: в огненную бездну или в высшие сферы бытия.
«Квадрат Немалевича № 7. Победители» создавался пять лет и показан в 2007 году на моей персональной выставке. Картина демонстрировалась в Центральном Доме Художника в Москве в рамках международного проекта – «Путь Единства» Первого Международного Салона Искусств, посвященного 285-летию Российской академии художеств.
Что принципиально нового в сюжете этой моей картины?
В наше время, в ХХI веке, женщина уже не стоит пассивно в стороне, она полноправный и активный участник любых событий. Два рыцаря, он и она, объединяют свои физические и духовные усилия в борьбе с многоликой сущностью зла, а «зло разрушается, когда узнает себя».
На картине в виде символов я отобразил четыре главнейших, по-моему мнению, составных части зла нашего мира:
- ложь и полуправда - крылья сущности зла ;
- бесконтрольные деньги – зигзагообразный символ разорванного «кольца змеи», засасывающей и безудержно пожирающей человека, природу и все вокруг;
- существо, рождающее в ядовитых испарениях цивилизаций безобразное потомство;
- страсти, терзающие человека, источник греховных поступков и преступлений, - рука зла, сжимающая его виски.
В центре картины - пирамида, устремленная вверх, в ней - мой «Град Китеж» цвета солнца. Он не горит в огне, а пребывает в Вечной - бессмертной части многомерного мира.
Содержание понятий добра и зла, меняется во времени, и каждый человек их видит по-своему. Все зависит от того, где, в какой точке многомерного ментального, духовного и физического мира, находится человек, отвечающий на этот вопрос, и где он хочет оказаться завтра.
Я уверен, что добро и зло одинаково нуждаются в ЛЮБВИ, как, впрочем, и все в этом мире.
Я уверен, Россия не погибнет «заодно с золотым листопадом»… Жизнь наша должна наполняться новым смыслом, адекватным высшему замыслу и высшим законам и трансформируется в нечто новое и обязательно более гармоничное с окружающим нас миром.
Я хотел бы привести строки из своего стихотворения и рисунки, посвященные Николаю Клюеву.
Ты летися, летися, Николушка, с ангелом и Сирин - птицею…
Лебедь белый сердце отдал свое, чтоб добрался ты до дома отчего …
И гагарий язык был услышен там:
Олонецкий Край – Олонецкий Рай…
Ты летися, летися, Николушка,
В отчий дом, где нет ни веточки, ни колышка,
А свет белый - белый да душа твоя крошечка…
С размышлений о поэзии Николая Клюева начался процесс написания первой части моей книги «Философия эволюции» - «Творчество эволюции сознания». В процессе подготовки к персональной выставке в Нижнетагильском музее изобразительных искусств было сформированы основные положения септ-арт-центризма, вначале как направления в искусстве, а затем и универсальной философской и мировозренческой концепция.
Творчество мое и, в частности, эта книга рождались из энергий двух стихий: ЛЮБВИ и БОЛИ, тревоги за Россию и простых людей, проживающих на нашей многострадальной, обильно умытой кровью и потом родной, земле. Книга явилась обобщением пройденного мною пути по ступеням познания любви: к родной Русской природе, любимой моей музе-жене, сыну, Родине и наконец, ВЫШНЕМУ - создателю и источнику высшей любви.
В наше сложное время, на мой взгляд, человеку не хватает понимания своего истинного назначения, прежде всего в духовном созидании и труде, создании упорядоченных форм бытия по законам красоты и добра. Думая, что основы безопасного развития человека - гостя на нашей живой планете Земля, находятся не в материальном мире, а в духовном и интеллектуальном труде эволюции сознания по преодолению главного противоречия цивилизации - отставания темпов развития нравственности человека и общества в духовной сфере от темпов энерговооруженности его труда в физической сфере бытия.
Для преодоления сил хаоса, грубых энергий и противодействия инволюционному движению, увлекающему за собой умы все большего числа людей, мы пытаемся сегодня сохранить и укрепить нашу культуру, ментальную сферу бытия народа. Это является наиважнейшим делом, успехи в котором и определяют будущее наших детей, нашей страны и нас с Вами.
( в статье использованы материалы, опубликованные в газете «Красный Север №123 от 22 октября2009г. и материалы презентации книги «Философия эволюции» на Клюевских чтениях в 2012г.)
Картина «Русь и Феникс» написана по мотивам произведений Николая Клюева в 2009г